ЛФК
Занятия физическими упражнениями с лечебной целью имеют следующие задачи:
• оказывать оздоровительный и общеукрепляющее влияние на организм для восстановления работоспособности;
• улучшить кровообращение и обменные процессы в зоне поражения, чтобы устранить или снизить нервно-сосудистые и обменные расстройства;
• укрепить ослабленные мышцы
• восстановить координацию движений
• бороться с сопутствующими нарушениями: искривлением и ограничением подвижности позвоночника.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
1. Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики;
2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
Способы и содержание упражнений для работы с детьми
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
В зале ЛФК проводятся такие методики как:
1) Укладки(лечение положением). Цель укладок – устранение патологических позиций в одном или нескольких суставов или группе мышц. Укладки и фиксации (положения) имеют большое значение для формирования схемы тела и движений. Сохранение в течение определенного времени заданной позы всего тела и (или) частей тела является эффективным средством профилактики или коррекции порочных положений. В настоящее время в практике ЛФК применяются несколько видов укладок:
1. «облегчающие» (лежа на боку и на спине);
2. укладки в среднем положении (лежа на животе, на спине);
3. укладки корригирующие (лежа на животе, на спине);
2) Щит(лечение положением). Щит состоит из двух частей: вертикальной стенки и горизонтальной площадки для опоры. Он применяется для вертикализации тела ребенка. Используется для устранения контрактур в коленных и голеностопных суставах.
3) Растяжки
4) Механотерапия.В занятиях на тренажерах у детей происходит развитие силы, выносливости, а также развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
5) Обучение ходьбе при помощи вспомогательных средств (ходунков, каталок, брусьев)
6) Мелкая моторика. Мелкая моторика применяется в исходном положении сидя за столом с простых манипуляций. Она включает: перебирание мелких предметов, строительство разного рода конструкторов, завязывание шнурков, открывание и закрывание различных дверных замков, застегивании пуговиц, завинчивание разных гаек, склеивание конвертов, коробок, переплетные работы, лепку из пластилина, глины и т.д.
Гидротерапия
Кабинет гидрореабилитации (бальнеотерапия)
Активной бальнеологической процедурой является подводный душ – массаж, который обычно назначают детям школьного возраста. Для этого в отделении восстановительного лечения предусмотрены специальные помещения: раздевалка и помещение, где находиться ванна для гидромассажа ёмкостью до 400 литров. Процедура заключается в воздействии на больного, находящегося в тёплой ванне, струёй воды под давлением 0.5 – 4 атм. Подводный душ – массаж представляет собой удачное сочетание влияния тёплой ванны и массажа и широко применяется для лечения заболеваний опорно – двигательного аппарата.
Пребывание больного в тёплой воде ведёт к расслаблению мускулатуры туловища и конечностей. Это даёт возможность массировать струёй воды глубоко расположенные ткани. Улучшение местного кровообращения обеспечивает трофическое, противовоспалительное и расслабляющее влияние подводного душа – массажа. Дети хорошо переносят подводный душ – массаж. После процедуры улучшается общее самочувствие, возникает ощущение лёгкости, бодрости, свежести. Такое состояние удерживается несколько часов.
Иппотерапия
С 2001 года на базе муниципального учреждения «Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями» в комплексную программу реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы была включена методика иппотерапии (лечебная верховая езда).
Иппотерапия, это одна из форм реабилитации больного, сложность которой заключается в единовременном включении в процесс двух живых существ с их характерами, импульсивностью, индивидуальным отношение к окружающему и друг другу и достижение в дальнейшем, максимального взаимодействия между ними.
Принципы воздействия
По сути своей иппотерапия является одной из форм ЛФК, которая использует необычный “снаряд” - живую лошадь.
1. Температура лошади выше температуры тела человека на 1,5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног пациента, усиливая кровоток в конечностях. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.
2. Одновременно включаются в работу практически все группы мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на движущейся лошади, пациент в течении всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе, как здоровые, так и поражённые мышцы своего тела. Постоянно тренируется вестибулярный аппарат, ориентировка в пространстве, укрепляются мышцы спины и нижних конечностей.
3. В качестве биомеханического фактора рассматривается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины лошади в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочерёдно рефлекторное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц. Это обусловливает частичное (а в некоторых случаях и выраженное) урегулирование мышечного тонуса, уменьшение объёма и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что, в свою очередь, улучшает статико-локомоторные функции.
Когда лошадь идёт шагом центр её тяжести совершает движения в трёх измерениях: вперёд – назад, вверх – вниз, из стороны в сторону, а также совершает ротацию. Трёхмерное движение спины лошади, идущей шагом, соответствует движениям человека при ходьбе, и приспособление всадника к ритму покачивания спины движущейся под ним лошади инициирует нормальные сенсомоторные стереотипы: у всадника появляется возможность пережить ощущения нормального прямохождения.
Лошадь, идущая шагом, передаёт всаднику от 90 до 110 двигательных импульсов в 1 минуту. /Темп шага лошади таков, что создаёт иллюзию самостоятельной ходьбы. Это способствует формированию динамического стереотипа, который ребёнок переносит в жизнь.
4. Психогенное воздействие. Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, массу эмоций, ощущений, переживаний, затрагивающих не только высшие отделы коры головного мозга, но и глубинные структуры. Это способствует восстановлению нарушенных нервных связей, возникновению (формированию) компенсаторных механизмов в проведении нервных импульсов.
5. Психосоциальное воздействие. Лошадь дает возможность человеку, находящемуся у нее на спине, получить ощущение стабильности в процессе движения. Важную роль в снятии страхов играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, которые неизбежно возникают. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Она является одновременно и средообразующим фактором и существом, помогающим адаптироваться к этой же среде.
6. Кроме того, иппотерапия благотворно влияет на дыхательную систему, органы кровообращения.
7. Как и любой метод реабилитации иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.
Показаниями для иппотерапии являются:
1. Нарушения моторной функции.
Заболевания:ДЦП, посттравматические повреждения головного мозга, последствия перенесённого полиомиелита, состояние после инсульта, рассеянный склероз, функциональные искривления позвоночника.
2. Различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических и генетических заболеваний.
3. Нарушения психо-эмоциональной сферы
4. Поражение органов чувств (слуха, зрения)
5. Соматическая патология (психосоматика): ЯБ, БА
6. Патология системы кровообращения (состояние после инфаркта миокарда)
Абсолютные противопоказания:
1. Повышенная ломкость костей
2. Гемофилия
3. Мышечная дистрофия последней стадии
4. Любые заболевания в остром периоде, в стадии обострения
5. Органические сколиозы III – IV степени
6. Значительное ограничение подвижности т/б суставов
Лечебные костюмы
Лечебный костюм (ЛК) «Адели» представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела, и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.
Лечебный костюм (ЛК) «Гравистат» имеет ряд элементов, отсутствующих в ЛК «Адели». ЛК «Гравистат» содержит опорно-постановочный бандаж для грудной части туловища и плечевого пояса— реклинатор, а также фиксаторы поясницы, колена и голеностопного сустава, бандаж стопы и стельки супинаторы. ЛК содержит постановочные элементы, выполненные в виде эластичных пластин, способных фиксироваться к различным деталям костюма.
ЛК «Гравистат» позволяет создать эластичный фиксирующий каркас (с сохранением функции движения) для тела или отдельных его частей, уменьшив при этом разболтанность суставов (голеностопного и коленного) , обеспечить активную деятельность мышц стопы и более правильную ее постановку.
Модульный принцип построения ЛК «Гравистат» позволяет создать индивидуальный невролого-ортопедический рецепт аппарата, соответствующий определенному больному. Метод динамической проприоцептивной коррекции с использованием ЛК «Адели» и «Гравистат» предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году. С 1997 года успешно используется в МУ «ОЭРЦ для детей с ограниченными возможностями».
2. механизм действия
Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к восстановлению нарушенных функций мозга, путем воздействия на антигравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК, направляя при этом афферентный поток импульсации, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь.
3. показания и противопоказания
Лечебные костюмы имеют несколько типоразмеров и применяется у детей от 3 до 15 лет.
• спастической диплегии;
• атонически-астатической форме;
• гемипаретической форме;
• гиперкинетической форме.
Противопоказания:
• эпилепсия в приступном периоде;
• подвывих и вывих тазобедренных суставов, дисплазия тазобедренных суставов;
• деструктивные изменения и грубые деформации в позвоночнике;
• выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо- эмоциональной сферы;
• тяжелые соматические заболевания (пороки сердца, хронические заболевания почек, поджелудочной железы, обострение язвы желудка);
• ОРВИ и другие острые инфекционные заболевания.
4. курсы лечения
Занятия в костюме Адели начинают с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от сеанса к сеансу, в зависимости от состояния пациента. Длительность занятий также постепенно увеличивается от 20-25 минут в начале лечебного курса до 40-45 минут в его конце (включая перерывы на отдых). Курс лечения состоит из ежедневных занятий в костюме Адели в течении примерно четырех недель. Повторные курсы рекомендуется проводить через 3-4 месяца. Дети могут заниматься в ЛК не только в зале ЛФК, но и присутствовать на учебных занятиях.
задачи
Занятия в костюме Адели должны быть направлены на решение следующих основных задач:
• нормализация тонуса мышц, коррекция позо-тонических рефлексов;
• коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
• улучшение подвижности в суставах;
• преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
• формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, стато-динамической устойчивости (равновесия и ориентировки в пространстве);
• улучшение мышечно-суставного чувства;
• улучшение общей опорности конечностей и их отдельных сегментов;
• улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
ФБУ
Функциональное биоуправление с обратными связями (синонимы - биологическая обратная связь, БОС-терапия, biofeedback) является одним из основных подходов в реабилитационном процессе и широко используется для коррекции нарушенных функций движения, зрения, задержек психического развития, психоэмоциональных расстройств и др.
Функциональное биоуправление с обратными связями (ФБУ) - новый методический прием немедикаментозного восстановления при нарушениях различных функциональных систем, основанный на использовании естественных для организма человека природных механизмов саморегуляции и обучения. Системы управления различными функциями, неправильно сформировавшиеся в ходе развития ребенка, как, например, при детском церебральном параличе, или поврежденные в результате травмы, инсульта, нейроинфекции и т.д., для своего восстановления требуют контролируемых внутренних посылок для активации процессов саморегуляции. Происходит это при организации целенаправленного притока в мозг афферентных посылок при правильном выполнении двигательного, зрительного, слухового, речевого задания, управляющим звеном которого являются параметры нарушенной функции.
Суть метода ФБУ заключается в предоставлении пациенту возможности осуществить перестройку функциональных связей и регуляторных систем мозга в нужном (требуемом) направлении и закреплении при получении полезного результата. Предоставление пациенту результатов тренировок на экране компьютера, их совершенствование по мере повторных выполнений создает у него положительный мотивационный фон, что способствует повышению эффективности тренировок.
Отличие ФБУ от множества других методов восстановительной терапии:
1. его конкретная адресованность к определенной функции и структуре,
2. его высокая информационная значимость,
3. его обращенность к личности данного больного, активное вовлечение последнего в процесс реабилитации.
При отборе больных для занятий методом ФБУ необходимо соблюдать ряд условий:
1. Больной должен понимать принцип метода и свои задачи в процессе лечения, в связи с этим:
- возраст больных должен быть от 4,5-5 лет и старше;
- сохранность интеллекта и психоэмоциональной сферы, достаточные для усвоения задания (возможна легкая степень дебильности);
2. Отсутствие фиксированных контрактур конечностей и выраженных органических изменений мышечной ткани (по данным клинического осмотра);
3. Положительная установка больного на активное включение в реабилитационный процесс.
Противопоказания:
1. Выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения высших корковых функций и психоэмоциональной сферы.
2. Дегенеративно-дистрофические заболевания нервной системы (поздние стадии).
3. Соматические заболевания в стадии декомпенсации.
4. Лихорадочные состояния.
5. Наличие злокачественных образований.
6. Относительным противопоказанием являются частые эпилептические припадки.
Пилатес
Пилатес – комплекс упражнений, для преодоления различных проблем, связанных с неправильной осанкой или травмами.
Это не просто набор упражнений, а полный и комплексный метод физической подготовки, все упражнения комплекса дополняют друг друга, обеспечивают баланс всего тела, без внимания не остается ни одна часть тела.
В этом комплексе отсутствуют какие-либо травмоопасные упражнения.
1. При выполнении упражнений особое внимание уделяется осанке и правильному положению тела.
2. Плавный переход от простых упражнений к средним и более сложным.
3. Метод «Пилатеса» является также средством профилактики и лечения болезней спины, нарушений осанки и т.д.
4. Метод легко адаптируется к любому возрасту.
5. Упражнения выполняются медленно и плавно.
6. Каждое упражнение выполняется с учетом правильной осанки и возможностями ребенка.
7. Восемь принципов, лежащих в основе всех упражнений:
- релаксация
- концентрация
- координация
- дыхание
- выравнивание
- центрирование
- выносливость
- плавность движений
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- увеличение гибкости, силы, подвижности суставов;
- достижение координации, баланса;
- выравнивание различных частей тела;
- исправление плохой осанки;
- укрепление мышц пресса;
- улучшение здоровья в целом: стимулирует сердечно-сосудистую систему и лимфатическую систему; улучшение кислородного обмена и выделение эндорфинов, которые отвечают за хорошее самочувствие;
- «пилатес» - средство профилактики остеопороза; избавление от боли в спине.
Фото по теме: