ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Пятница, 17.05.2024, 10:28
Форма входа
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2014 » Апрель » 29 » 17 апреля родились...
    03:52
     

    17 апреля родились...

    17 апреля родились...

    Суббота, 17 Апреля 2010 г. 14:15 (ссылка) + в цитатник

     (644x699, 143Kb)
    1884
    Василий Васильевич Каменский
    русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов. Каменский родился близ Сарапула на пароходе в семье смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; в пять лет потерял родителей и воспитывался в семье тёти, муж которой служил управляющим буксирным пароходством в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов». Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве). В 1906 году приехал в Москву и с 1908-го года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими). В 1910 году организовал группу «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский активно путешествовал по стране, в 1911 году одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». ). Ввел в обиход слово «самолет». Некоторое время жил в своей собственной усадьбе под Пермью, но в 1913 году переехал в Москву. Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского — в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 — поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 в роман). Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Участник группы «ЛЕФ». В 1930-х годах писал мемуары. 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным. Умер в Москве 11 ноября 1961 года. Произведения: Землянка (1910, роман); Танго с коровами (1914, сборник стихов); Девушки босиком (1916, сборник стихов); Стенька Разин (1916, поэма); Уральские поэмы (1934, сборник). Литература: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья Н.Л.Степанова. — Москва; Ленинград, 1966; Лето на Каменке: Избранная проза. — Пермь, 1961. Библиография: Гинц С. Василий Каменский. — Пермь, 1984. Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми. В селе Троица в Пермском районе Пермского края в доме, где в 1932—1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В.В.Каменского

    1884
    Николай Федорович Новиков (Николай Черешнев)
    русский поэт, драматург, писатель, автор фантазий «В долине бессмертия», «Сал крови» и др. Умер в 1916 году.

    1885
    Сесиль Бёрли
    американский композитор.

    1885
    Карен Бликсен-Финике (Исак Динесен; Пьер Андрезель)
    датская писательница и журналистка. Печататься начала в 1907. В 1914-1931 жила в Кении. Первая книга "Семь готических рассказов" вышла на английском языке в 1934, на датском языке в собственном переводе под названием "Семь фантастических рассказов" - в 1935 (псевдоним Исаак Динесен). В основе рассказов Бликсен лежат вымышленные исторические сюжеты в стиле датской и западноевропейской романтики. Книга "Африканская ферма" (1937) и повесть "Фарах" (1950) проникнуты сочувствием негритянскому населению Кении, угнетаемому колониалистами. Бликсен - автор сборника эссе "Дагерротипы" (1951) о нравах и обычаях 19 века. Для сборников новелл "Зимняя сказка" (1942), "Кони-призраки" (1955), "Роковые анекдоты" (1958) характерен глубокий психологизм. Скончалась 7 сентября 1962 года.

    1885
    Эжен Минковский
    французский психиатр польского происхождения. Родился 17 апреля 1885 в Варшаве. В лицее заинтересовался философией, испытал влияние идей Л.Н.Толстого о хождении в народ, мечтал стать врачом в деревне. В 1905, после того как Варшавский университет, где учился Минковский, был закрыт в связи с началом русской революции, уехал в Берлин. Сильное впечатление на него произвел Опыт о непосредственных данных сознания Бергсона; Минковский был удивлен, что о таких вопросах можно «писать всерьез». Примерно в то же время прочел Феноменологию чувства симпатии Шелера, что дало ему возможность познакомиться с феноменологией Гуссерля. Минковский завершил свое медицинское образование в Мюнхене, защитил диссертацию, посвященную биологической химии. Публиковал статьи о восприятии цветов, о психофизиологическом параллелизме, о принципе идентичности; иногда посещал лекции по философии. В августе 1914, после начала Первой мировой войны, уехал в Цюрих, где его жена изучала медицину и работала в клинике известного психиатра, исследователя шизофрении Блейлера. Минковский стал ассистентом Блейлера, и тот недолгий период, который он провел в Цюрихе, определил его дальнейшую профессиональную судьбу. В марте 1915 Минковский приехал в Париж, вступил во французскую армию. На войне начал писать заметки под общим названием Смерть (La mort), которые позже в переработанном виде вошли в книгу Жизненное время (Temps vecu, 1933). Следуя Бергсону, развивал идею о том, что психопатологические феномены можно понять, исходя, с одной стороны, из феномена времени, поскольку «жизненное время» есть, по сути, синоним самой жизни, «становления» в бергсоновском смысле, а с другой – из сопоставления нормального и патологического. Минковский стремится определить природу различия между психикой больного и здорового человека. Феномен контакта с реальностью, столь важный для различения нормального и патологического, подчинен, с его точки зрения, «жизненному времени» и обусловлен тем, гармонизирует или не гармонизирует «жизненный порыв», присущий каждому человеку, те ситуации, в которые он попадает в реальном существовании. Исследование расстройства психики осуществляется психиатром путем «интуитивной симпатии», т.е. проникновения в сознание человеческой личности, что позволяет понять больного и правильно вести лечение. Наряду с таким интуитивным знанием необходим, по Минковскому, и феноменологический анализ самой структуры синдрома и бредовых идей, пространственно-временных отношений, в которых существует человеческое «я». Вскоре после окончания войны Минковский вместе с группой единомышленников основал журнал «Развитие психиатрии» («Evolution psychiatrique»), который составил важную веху в истории психиатрических исследований и практики. Всю жизнь сочетавший в себе свойства психиатра-психопатолога и философа-метафизика, Минковский определял свой подход как феномено-структурный, а свое понимание психопатологии – как антропологическое. В послевоенный период Минковский познакомился с Лавелем, ведшим тогда философскую рубрику в «Le Temps», и в 1936 опубликовал в его серии «Философия духа» книгу К космологии. Философские фрагменты (Vers une cosmologie. Fragments philosophiques). После этого отдавал предпочтение малым формам. Его работы, поддерживающие традиции философского осмысления психиатрии, оказали влияние на западную философию 20 в. Умер в Париже в 1972 году.

    1888
    Мэгги Тейт
    Английская певица (сопрано)

    1890
    Джонни Сент-Сир (Джонни Александр Сент-Сир)
    американский банджист и гитарист. Известен как партнер Луи Армстронга и Джелли Ролл Мортона. Критики считают, что он, разработан специальный аккордовый аккомпанемент, проложил дорогу от блюза к традиционному джазу. Отец играл на флейте и гитаре, учил мальчика музыке. Быстро освоил банджо и уже в 15 лет руководил ансамблем в Новом Орлеане. Параллельно приобрел профессию штукатура. Сотрудничал со многими новоорлеанскими музыкантами: с Кидом Ори, с Кларенсом Уильямсом, с оркестром «Tuxedo Band». В 1917-1919 гг. вместе с Луи Армстронгом работал на прогулочных пароходах в бэнде Фэтса Марейбла. В 1922 г. Кинг Оливер вызвал его в Чикаго и в 1925-1927 гг. участвовал в записях групп Лун Армстронга «Hot Five» и «Hot Seven». В 1926-1927 гг. играл в оркестре Джелли Ролл Мортона «Red Hot Peppers» и входил в оркестр Джонни Додса «Black Bottom Stompers». В 1930 г. вернулся в Новый Орлеан, играл только по уик-эндам, вновь работал штукатуром. Только в 1955 г. переехал в Лос-Анджелес и собрал собственную группу «Johnny St. Cyr And His Hot Five». В 1961 г участвовал в телевизионном шоу «Chicago And All That Jazz». В 1965 г. попал в автокатастрофу и больше не выступал.

    1893
    Григорий Наумович Войтинский (псевдоним; настоящая фамилия - Зархин)
    советский политический деятель, учёный-китаевед. Родился в Невеле. В 1918 году вступил в ВКП(б). Участник Гражданской войны на Дальнем Востоке и в Сибири. В 1920-1927 — на ответственной работе в Исполкоме Коминтерна (ИККИ), заведующий дальневосточным сектором восточного отдела[1]. В 1920 ездил в Китай, встречался с Ли Дачжао и Чэнь Дусю. В качестве представителя Коминтерна принимал участие в работе 4-го (в 1928 году) и 5-го (в 1929 году) съездов Коммунистической партии Китая, майского (1924), октябрьского (1925) и июльского (1926) пленумов ЦК КПК. В 1926 году — председатель Дальневосточного Бюро ИККИ в Шанхае. В 1927 году в Иркутске на хозяйственной работе. С 30-х годов на научно-исследовательской и преподавательской работе в Москве (профессор с 1935). Умер в Москве 11 июня 1953 года. Сочинения: КВЖД и политика империалистов в Китае. Москва 1930. 72 страницы. (Коммунистический Академический Институт мирового хозяйства и мировой политики).

    1893
    Михаил Григорьевич Попов
    советский ботаник, член-корреспондент Академии Наук Украинской ССР (1945). Родился в Вольске. Окончил Петроградский университет (1917). Преподавал в Саратовском и Ташкентском университетах (1917—1927). Работал во Всесоюзном институте растениеводства, Казахском филиале Академии Наук СССР и Батумском ботаническом саду (1927—1940). Профессор университетов в Самарканде (1940—1944), Киеве (1944—1945), Львове (1945—1948). Заведующий сектором Сахалинского филиала Академии Наук СССР (1948—1950), заведующий лабораторией Восточносибирского филиала Академии Наук СССР (с 1950). Основные труды по филогении, систематике и исторической географии цветковых растений, флоре Средней Азии, Казахстана, Карпат, Сибири и Дальнего Востока. Разрабатывал учение о роли гибридизации в эволюции растений. Установил и охарактеризовал субтропическую аридную область древнего Средиземноморья. Сторонник теории гибридогенного происхождения видов.Умер в Ленинграде 18 декабря 1955 года. Сочинения: Избранные сочинения, Ашхабад, 1958; Очерк растительности и флоры Карпат, Москва, 1949; Основы флорогенетики, Москвва, 1963. Литература: Липшиц С.Ю., Светлой памяти Михаила Григорьевича Попова, «Ботанический журнал», 1956, том 41, № 5, страницы 736—769.

    1893
    Фаина Васильевна Шевченко
    Русская советская актриса, народная артистка СССР (1948). Родилась в Воронеже. С 1909 сотрудница Московского художественного театра, с 1911 училась в школе театра, в 1914 вступила в труппу. Характерная актриса, щедро использовавшая яркие бытовые подробности, обладавшая сочностью речи, выразительностью жеста, сатирической остротой. Театральные работы: Васка ("Унтиловск" Леонова), Марселина ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше), Дунька ("Любовь Яровая" Тренёва), Матрёна, Кабаниха, Глафира Фирсовна ("Горячее сердце", "Гроза", "Последняя жертва" А.Н.Островского), Василиса, Меланья ("На дне", "Егор Булычев и другие" Горького), Табун-Турковская ("Золотая карета" Леонова). Сталинская премия СССР (1943, 1946). Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Умерла в Воронеже 10 мая 1971 года.

     (588x699, 98Kb)
    1894
    Моисей Павлович Венгров (Файвелевич; псевдоним - Натан Венгров)
    детский поэт, писатель, литературовед, критик. В семье врача в городе Прилуки Полтавской губернии. Член ВКП(б) с 1920 г. Член союза писателей с 1934г. Учился в гимназии в Прилуках, (Украина) закончил в 1912 г. - в Могилеве (Белоруссия) с серебряной медалью. Право же поступления в ВУЗ для еврея давала лишь золотая медаль. С 1912 г. в Петербурге (Петрограде) занимался репетиторством, публиковал (с августа 1913 г.) лирические стихи, рецензии, заметки по литературе и искусству, слушал лекции в Психоневрологическом институте. В 1915 г. познакомился с А.М.Горьким, под влиянием которого и при его содействии сотрудничал в журналах "Летопись", "Новая жизнь". В круг знакомых Моисея Павловича в тот период входили многие, литераторы, художники Н.Любавина, В.Ходасевич (написавшая в 1916 г. его известный портрет), М.Андреева, С.Есенин, А.В.Луначарский и другие. В 1915 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но уже в 1916 г. был арестован за хранение нелегальной большевистской литературы. В освобождении его из тюрьмы участвовал А.М.Горький (в архив музея Горького передано его большое письмо на имя матери Моисея Павловича). Мать Моисея Павловича приезжала в Питер и заплатила выкуп за его освобождение. После февральской революции 1917 г. - амнистирован. В июне 1918 г. заболел туберкулезом и жил у родителей в Могилеве.В декабре И.Я.Хургин (брат) пригласил к себе в Киев, где Моисей Павлович начал свою деятельность в системе Народного Комиссариата Просвещения (НКП), заведующим Подотделом искусства, в работе которого участвовали очень известные впоследствии люди: А.К.Гастев, В.О.Перцов, К.А.Марджанов, Н.А.Шифрин, И.Эринбург, и другие. В августе 1919г., в связи с наступлением белой армии, участвовал в эвакуации НКП Украины из Киева в Москву. С этого времени начал работать под руководством Луначарского (которого знал с 1916 г.) и Крупской в НКП РСФСР, откуда неоднократно отправлялся на периферию, а также мобилизовался на партийную работу по линии ЦК ВКП(б). В сентябре 1919 г. направлен в агитпоезд имени Ленина в Сибирь, по возвращении - начальник организационного управления, редактор журнала "Народное просвещение" (1921-1923 гг.) В 1922 г.- в Брянске, заведующий губернским отделом народного образования (ОНО). В 1924-1925 гг.-уполномоченный НКП РСФСР по Сибири, заведующий Сибирским ОНО, основатель и председатель Сибирского краевого издательства, редактор "Сибирского педагогического журнала", автор (с соавтором) букваря и книг для чтения в сибирской школе, выдержавших до 1930 г. несколько изданий. В связи с заболеванием туберкулезом отозван в Москву. В 1926 - 1928 гг. - в НКП РСФСР - ученый секретарь Государственного Учённого Совета (ГУС) НКП. Одновременно заведовал отделом детской литературы Госиздата (ГИЗ), издал несколько сборников своих стихов, организовал и редактировал журнал "Ёж". Стал одним из создателей советской детской литературы, содействовал публикации книг многих впоследствии знаменитых детских писателей (А.Барто, 3.Александрова, Е.Благинина, Л.Кассиль и других). Позже в 1932-1936гг. - редактор журнала "Мурзилка". В 1929-1932гг. - мобилизован ЦК ВКП(б) в числе "50" на партийную работу в Ивановскую область (город Родники, Иваново). После тяжелой болезни (подстроенное падение с большой высоты) вернулся в Москву в 1932г. и был направлен в ОГИЗ - начальник редакционно-планового отдела. В 1932-193 6гг. окончил с отличием вечернее отделение института Красной профессуры Литературы и направлен в объединенное научно-техническое издательство (ОНТЙ) - заведующим редакционно-планового отдела. В 1937 г. был понижен в должности и получил серьезное партийное взыскание за "претупление партбдительности и неразоблачение врага народа".В 1938г. приглашен на работу в институт мировой литературы (ИМЛИ), где и работал до конца жизни (ученый секретарь, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник). В 1941-1942гг. был в эвакуации вместе с ИМЛИ в Ташкенте. Автор книг исследований об А.Блоке, Н.Островском, Д.Фурманове. Очерков о многих известных поэтах и писателях (опубликованы в 3-х томной "Истории русской советской литературы"), многочисленных критических статей в журналах и газетах. Книга для детей "Жизнь Н.Островского" (с соавтором) выдержала несколько изданий у нас и за рубежом. Умер в Москве 22 августа 1962 года. Похоронен на Ново-Девичьем кладбище (Участок N3)

    1894
    Исидор Григорьевич Фрих-Хар
    русский художник, мастер декоративной скульптуры. Родился в Кутаиси в семье мелкого предпринимателя. Мобилизованный в годы Первой мировой войны, был ранен под Брестом и отправлен на лечение в Самару. В 1918–1921 воевал на стороне красных на Волжском и Туркестанском фронтах. Сформировался как художник самостоятельно; уже в 1918, в Самаре, лепил глиняные фигурки. С 1921 жил под Москвой, в Томилино, затем в Москве. Основатель и руководитель художественной лаборатории Фаянсового завода имени М.И.Калинина в Конакове (1934). Его ранние вещи рождались как вольные импровизации для друзей: Поэт пустыни (Узбек) (дерево, медь и другие материалы, 1921–1923, Третьяковская галерея). Делая карьеру, исполнил немало достаточно скучных официозных вещей (Портрет С.Катаямы, одного из основоположников компартии Японии, дерево, 1925, Музей революции, Москва; Отличница Галя, мрамор, 1949, Третьяковская галерея; Е.Пугачев на допросе, мрамор, 1954, Исторический музей, Москва; и др.). Однако подлинный авторитет завоевал как мастер декоративной скульптуры, яркой и красочной, по-своему фольклорной, представляющей как бы лукавую изнанку соцреализма («Я не мог позволить себе роскоши стать серьезным художником», – заявил мастер к концу жизни). Органичней всего это нарочито «наивное» ар-деко воплотилось в керамической пластике, которой Фрих-Хар увлекся с конца 1920-х годов. Его произведения пользовались большой популярностью на выставках и хорошо расходились в тиражных копиях. Среди характерных образцов такого рода творчества (в фарфоре или фаянсе) – «антологические» для этой эпохи Птичница (1934), Грузинский шашлычник (1934; в нем почему-то видели аллегорический образ И.В.Сталина), многочисленные «голуби» (1937–1938), Карандаш (артист М.Н.Румянцев) (1945), Гармонист (1947; большинство этих вещей представлено в Музее керамики при усадьбе Кусково). Создал немало моделей для посуды, а также крупных объектов для украшения интерьеров (майоликовый фонтан Источник в бывшем Дворце культуры и науки в Варшаве, 1955). Обращался к различным материалам. Под впечатлением сенсационной выставки чешского стекла (1958) активно занялся в 1960-е годы и художественным стеклом, сотрудничая с заводом в Гусь-Хрустальном. Оставил живую и остроумную Повесть о жизни и творчестве (опубликованную в каталоге выставки 1994). Умер в Москве 19 апреля 1978 года.

     (699x576, 73Kb)
    1894
    Никита Сергеевич Хрущёв
    советский государственный и партийный деятель: 1-й секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР, генерал-лейтенант. Родился в селе Калиновка ныне Хомутовского района Курской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1918 года. Участник Гражданской войны, затем на хозяйственной и партийной работе на Украине. Окончил рабфак, в 1929 году учился в Промышленной академии. С 1931 года на партийной работе в Москве, с 1935 года - 1-й секретарь Московского комитета и Московского городского комитета ВКП(б). С 1938 года - 1-й секретарь ЦК Коммунистической партии Украины. В годы Великой Отечественной войны Н.С.Xрущёв - член военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. 12 февраля 1943 года Хрущёву Н.С. присвоено воинское звание "генерал-лейтенант". В 1944-47 годах - Председатель Совета Народных Комиссаров (с 1946 года - Совета Министров) Украинской ССР. С 1947 года - 1-й секретарь ЦК КП Украины. С 1949 года - секретарь ЦК и 1-й секретарь Московского комитета ВКП(б). С марта 1953 года Н.С.Хрущёв - секретарь и с сентября 1953 года по 14 октября 1964 года - 1-й секретарь ЦК КПСС. Восхождение Хрущёва на вершину власти после смерти И.В. Сталина сопровождалось просьбой его и Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова к командующему войсками Московского района (переименованного в округ) ПВО генерал-полковнику Москаленко К.С. подобрать группу военных, в число которых вошли Маршал Советского Союза Жуков Г.К. и генерал-полковник Батицкий П.Ф. Последние 26 июня 1953 года участвуют в аресте на заседании Президиума Совета Министров СССР заместителя Председателя Совета Министров СССР, министра внутренних дел СССР, Маршала Советского Союза Берия Л.П., которого позже обвинят в "антипартийной и антигосударственной деятельности, направленной на подрыв Советского государства", лишат всех наград и званий и 23 декабря 1953 года приговорят к расстрелу, и в тот же день приведут приговор в исполнение. В дальнейшем, занимая пост 1-го секретаря ЦК КПСС, Н.С.Хрущёв в 1958-1964 годах одновременно является Председателем Совета Министров СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1954 года "за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским народом, в связи с 60-летием со дня рождения" 1-му секретарю ЦК КПСС Хрущёву Никите Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот" (№ 6759). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1957 года "отмечая выдающиеся заслуги 1-го секретаря ЦК КПСС товарища Хрущёва Н.С. в разработке и осуществлении мероприятий по освоению целинных и залежных земель" Хрущёв Никита Сергеевич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью "Серп и Молот". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года "за выдающиеся заслуги в руководстве по созданию и развитию ракетной промышленности, науки и техники и успешном осуществлении первого в мире космического полёта советского человека на корабле-спутнике "Восток", открывшего новую эру в освоении космоса" 1-й секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Хрущёв Никита Сергеевич награждён орденом Ленина и третьей золотой медалью "Серп и Молот". Н.С.Хрущёв являлся членом ЦК КПСС в 1934-1964 годах, членом Политбюро ЦК КПСС в 1939-1964 годах (кандидат с 1938 года). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-6-го созывов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1964 года "за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в строительстве коммунистического общества, укреплении экономического и оборонного могущества Советского Союза, развитии братской дружбы народов СССР, в проведении ленинской миролюбивой политики и отмечая исключительные заслуги в борьбе с гитлеровскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, в связи с 70-летием со дня рождения" 1-му секретарю ЦК КПСС Председателю Совета Министров СССР Хрущёву Никите Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11220). Один из инициаторов "оттепели" во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий, Н.С. Хрущёв предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На XX-м (1956) и XXII-м (1961) съездах КПСС он выступил с резкой критикой так называемого "культа личности" и деятельности И.В.Сталина. Однако сохранение в стране тоталитарного режима - подавление инакомыслия, расстрел рабочих демонстраций (Новочеркасск, 1962 год и другие), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии, 1956 год и другие), обострение военного противостояния с Западом (берлинский 1961 года и карибский 1962 года кризисы и другое), а также политическое прожектёрство (призывы "догнать и перегнать Америку!", обещания построить коммунизм к 1980 году) делали его политику непоследовательной. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к тому, что пленумом ЦК КПСС 14 октября 1964 года Н.С.Хрущёв был освобождён от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС и члена Президиума ЦК КПСС... Как сообщалось в единственном некрологе, опубликованном в газете "Правда": "… 11 сентября 1971 года после тяжёлой, продолжительной болезни на 78 году жизни скончался бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущёв". Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле - памятник работы скульптора Э.Неизвестного. Награждён семью орденами Ленина, орденами Суворова 1-й степени, Кутузова 1-й степени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями, иностранными наградами. Памятники Н.С.Хрущеву установлены в Краснодарском крае и городе Владимире. В сентябре 2009 года мраморный бюст установлен в его родном селе Калиновка Хомутовского района. Сочинение: Воспоминания. Избранные фрагменты. - Москва: "Вагриус", 1997.

    1894
    Борис Васильевич Щукин
    русский актер. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии СССР (1941, посмертно). Родился в Кашире. С 1913 учился в высшем техническом училище, в Первую мировую войну прапорщик на австро-германском фронте. После демобилизации недолго работал машинистом железнодорожного депо в Кашире, был вновь призван на военную службу, попал в школу инструкторов при 2-й артиллерийской бригаде в Москве, служил в Красной Армии. В 1920 поступил в драматическую студию Е.Б.Вахтангова. С 1922 артист 3-й Студии МХТ (впоследствии Театр имени Евг.Вахтангов). С первых шагов Щукин обратил на себя внимание Вахтангова упорством, ясностью мысли и оригинальным юмором. Щукин с радостью, легко выполнял все изобретенные смешные трюки, использовал приемы буффонады, гротеска, чувствуя себя «настоящим» Кюре (Чудо святого Антония М.Метерлинка, 1921), Тартальей (Принцесса Турандот К.Гоцци, 1922), Львом Гурычем (Лев Гурыч Синичкин Д.Т.Ленского, 1924) и др. Щукин свободно владел вахтанговским стилем импровизационной игры и делал роли «рукой мастера, радующегося жизни». Подлинное актерское самоопределение Щукина произошло на спектаклях советского репертуара. Артист создал галерею замечательных, целостных характеров большевиков, людей, идущих к постижению народной правды: Павел Суслов (Виринея Л.Н.Сейфуллиной, 1925), Антон (Барсуки Л.М.Леонова), капитан Берсенев (Разлом Б.А.Лавренева, 1927). С зоркостью честного художника Щукин снял с людей Гражданской войны театральную приподнятость, какой украшали их другие актеры. Щукин показал эти характеры в строгом реалистическом рисунке. Творчество артиста словно делилось надвое: в одни вечера он был вахтанговским, в другие мхатовским актером – в зависимости от драматургического материала. Вершиной творческих достижений Щукина стал образ Егора Булычева в спектакле Егор Булычев и другие М.Горького (1932). В этой роли, отмеченной глубокой мыслью и импровизационной свободой, органически слились обе стороны актерского искусства Щукина. Актер остро ощутил драматизм могучей фигуры Булычева, его бунтующую натуру. В парадоксальности героя он выделял одновременно его язвительную насмешку над окружающими и тревожное, нетерпеливое ожидание неведомого будущего. Вахтанговское мироощущение вело Щукина к космическим метафорам: смерть – праздник жизни, жизнь – торжество смерти. После сильного впечатления от щукинского Булычева Горький подсказал театру и актеру сыграть роль Ленина. В 1937 Щукин стал одним из первых исполнителей роли Ленина на сцене и в кино. Сыграл Ленина в спектакле Человек с ружьем Н.Погодина и в фильмах Ленин в Октябре (1937) и Ленин в 1918 году (1939) режиссера М.И.Ромма. Подобно многим крупным артистам, Щукин принимал участие в постановках как режиссер: Темп Н.Погодина (1930), Человеческая комедия О.Бальзака (1934) и др. В 1939 имя Б.В.Щукина было присвоено театральному училищу, история которого шла от Студенческой студии, организованной в 1913 Е.Б.Вахтанговым. Умер в Москве 7 октября 1939 года.

    1897
    Антон Колен
    голландский писатель. Представитель так называемого регионального романа в литературе Нидерландов. В романах «Дети нашего народа» (1928), «Рабочие из Пела» (1930), «Добрый убийца» (1931) и др. нарисована жизнь тружеников Брабанта. Пытался выйти за пределы областной тематики в романах «Деревня на реке» (1935), «Три брата» (1936) и др. В 1941-1959 гг. опубликовал сборник «Сказки разных стран». В книге «Женщина и шестеро лежебок» (1953) реальная жизнь крестьян переплетается с фантастическими приключениями. В пьесах 50-х гг. обратился к сюжетам легенд («Семь роз», 1952, и др.).

     (699x618, 65Kb)
    1897
    Харальд Северуд (Harald Sverud)
    норвежский композитор, автор множества произведений, в основу которых положен своеобразный фольклор Западной Норвегии. Родился в Бергене. Наиболее известен как автор музыки к пьесе Генриха Ибсена «Пер Гюнт» (1947, не путать с произведениями другого уроженца Бергена Эдварда Грига) и таких произведений, как «Страстное рондо» и знаменитой «Баллады протеста» (норв. Kjempevisesltten), которая была написана во время Второй мировой войны и представляет собой символическое музыкальное воплощение воли норвежцев против немецкой оккупации. Северуд написал девять симфоний и множество фортепианных концертов. Часто приглашался в качестве дирежёра для исполнения своих произведений с Бергенским филармоническим оркестром. Харальд Северуд родился в городе Бергене. Музыкальное образование будущий композитор начал в 1915 году с обучения в местной консерватории (Musikakademie von Bergen). Изучал игру на фортепиано и теорию музыки у Боргхилда Холмсена (Borghild Holmsen) — видного пианиста и композитора из лейпцигской консерватории. После окончания учёбы в Бергене Северуд отправился в Берлин (1920—1921), а за тем Париж (1925). Ещё во время учёбы в Бергена он начал работать над тем, что должно было стать его первой симфонией — двумя большими симфоническими фантазиями. Первая фантазия была закончена в 1919 году и была исполнена в Кристиании (позже Осло) в 1920 году. Это раскрыло выдающийся талант и дало необходимые подготовку и опыт для будущей учёбы в Staatliche Hochshule Fr Musik, где на протяжении дух лет его учителем был Фридерих Кох. В Берлине Северуд закончил финальную часть своей первой симфонии, которая и была представлена Берлинским Филармоническим оркестром. Исполнение проходило под руководством его друга дирежёра Ludwig Mowinckel. Критика была благосклонна к работе Северуда, что во многом способствовало его дальнейшему увлечению симфонической и оркестровой музыкой. Музыку Харальда Северуда можно разделить на две категории: произведения для фортепиано и произведения для симфонического оркестра. Среди его оркестровых работ находятся девять симфоний и различные концерты для гобоя, тромбона, фортепиано и скрипки. Его музыка к «Пер Гюнту» Ибсена представляется как антиромантический контраст аналогичной работе Эдварда Грига. По его словам, Моцарт и Гайдн были важнейшими источниками его вдохновения. Умер в Бергене 27 марта 1992 года.

    1897
    Торнтон Найвен Уайлдер
    американский драматург и романист. Родился в Мадисоне (штат Висконсин). В 1920 окончил Йельский университет, в 1925 получил степень магистра в Принстонском университете. С 1930 по 1936 читал курс сравнительного литературоведения в Чикагском университете. Преподавал в Гарвардском и ряде других университетов, в том числе в Европе. Литературную деятельность начал в 1926 романом Каббала (The Cabala) и пьесой Труба затрубит (The Trumpet Shall Sound). Был удостоен Пулитцеровской премии в 1928 за повесть Мост короля Людовика Святого (The Bridge of San Luis Rey, 1927), в 1938 за Наш городок (Our Town, 1938) и в 1943 за пьесу На волосок от гибели (The Skin of Our Teeth, 1942). Награжден Золотыми медалями Американской академии искусств и литературы в 1952 и 1962, а в 1965 – первой Национальной медалью. За роман День восьмой (The Eight Day, 1967; рус. перевод 1976) в 1967 получил Национальную книжную премию. Отличительная черта пьес Уайлдера – намеренное нарушение общепринятой драматургической техники. В Купце из Йонкерса (The Merchant of Yonkers, 1938; в 1954 переделана в Сваху – The Matchmaker) Уайлдер приблизил зрителей к сценическому действию, заставив персонажей обращаться прямо к публике. Наш городок исполняется на сцене без декораций и занавеса. Используется несколько бутафорских предметов, перемещаемых по сцене помощником режиссера, который к тому же комментирует действие и характеризует персонажей. Фактически пьеса представляет собой рассказ этого комментатора и разыгрывается под его руководством. Отсутствие декораций акцентирует тему: вечность и универсальность жизненных ритмов, не ограниченных географическими и временными рамками. Пьеса На волосок от гибели представляет в драматической форме вечную борьбу человечества за существование и охватывает весь путь цивилизации – от ледникового периода через библейские времена к современному Нью-Джерси. Так же, как в драматургии, варьируется фон и в прозе Уайлдера – от дохристианской Греции в Женщине с Андроса (The Woman of Andros, 1930) до США в 1920-е годы в Теофиле Норте (Theophilus North, 1973) и в кризисные 1930-е годы в романе Небо – моя обитель (Heaven's My Destination, 1935). Уайлдер затрагивает в своих романах нравственные и философские темы, занимавшие человечество на протяжении всей истории. В повести Мост короля Людовика Святого катастрофа на мосту служит толчком к размышлениям о том, что управляет человеческой судьбой – промысел или случай. Жизнь трактуется как целостный, хотя и таинственный процесс. В Мартовских идах (The Ides of March, 1948) через вымышленные письма и документы Юлий Цезарь изображен как деятель, стоящий перед той же дилеммой – свобода воли или предопределение. Умер в Хамдене (штат Коннектикут) 7 декабря 1975 года.

    1899
    Винсент Вигглесворт
    английский энтомолог, известный исследованиями в области физиологии насекомых.

    1899
    Ольга Андреевна Жизнева
    советская актриса театра и кино («Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Подкидыш», «Гранатовый браслет», «Щит и меч», «Доживем до понедельника»). Родилась в Петербурге. Окончила Драматическую школу Государственного показательного театра и Школу при театре бывшего Ф.Корша (1920). С 1920 – актриса Театра имени М.Горького в Нахичеване, работала в театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Казани. С 1946 – актриса Театра-студии киноактера. В кино снималась с 1924 года. Вначале выступала как комедийная актриса. Лауреат Сталинской премии (1949, за роль Татьяны Добротворской в фильме «Суд чести»), Заслуженная артистка РСФСР (1950), Народная артистка РСФСР (1969). Умерла 10 ноября 1972 года.

    1899
    Лидия Ивановна Ржецкая
    белорусская советская актриса, народная артистка СССР (1955). Член КПСС с 1952. Творческая деятельность начала в 1916. С 1920 в труппе Белорусского театра имени Я.Купалы (Минск). Исполнительница драматических, остро характерных и комедийных ролей: тётя Катя ("Кто смеется последним" Крапивы), Степанида ("Гибель волка" Самуйлёнка), Авдотья Захаровна ("Поют жаворонки" Крапивы, Сталинская премия СССР, 1952), Альжбета ("Павлинка" Купалы), Каспариха ("Соловей" Бядули), Шаблова, Мурзавецкая ("Поздняя любовь", "Волки и овцы" Островского), Марфа ("Метель" Леонова) и др. Награждена орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 другими орденами, а также медалями. Скончалась в 1977 году. Ушла из жизни в Минске 24 октября 1977 года

    1900
    Вилли Буркхард
    швейцарский композитор. С 1942 г. преподавал в консерватории в Цюрихе. Среди сочинений: опера «Черный паук» (постановка 1949); оратории – «Видение Исайи (1936), «Год» (1941); 4 кантаты, в том числе «Тиль Уленшпигель» (1929), «Гимн нашей земле» (1943); 2 симфонии (1928, 1944); «Небольшая веселая симфония для малого оркестра» (1949); концерты (с оркестром) – для скрипки (1925, 1943), альта (1953); 2 струнных квартета; соната для струнных и ударных инструментов, дивертисмент для струнного трио; сонаты – для скрипки и фортепьяно, виолончели и фортепьяно, альта соло; пьесы для фортепьяно, Органа; песни.

     (476x699, 121Kb)
    1901
    Фёдор Фомич Дубровский (партизанский псевдоним - Дубов)
    командир Чашникской партизанской бригады («бригада Дубова») на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Витебской области Белорусской Советской Социалистической Республики. Родился в деревне Замошье ныне Ушачского района Витебской области Белоруссии в крестьянской семье. Белорус. В Красной Армии в 1918-23 годах и с 1939 года. Участник Гражданской войны. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В 1932 году окончил Высшую центральную колхозную школу, работал председателем колхоза, председателем сельского Совета, директором МТС в Витебской области. Участвовал в освободительном походе советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года и в советско-финляндской войне 1939-40 годов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Встретил начало войны на границе. Под натиском превосходящих сил гитлеровцев воинская часть, в которой служил Дубровский, с боями отходила на восток. В городе Ржев Калининской ныне Тверской области Фёдор Дубровский был включён в группу, созданную для организации подпольной и партизанской борьбы в Белоруссии. В августе 1941 года был создан партизанский отряд, а в сентябре 1942 года - Чашникская партизанская бригада, впоследствии бригада Дубова (по партизанскому псевдониму Дубровского). В историю Великой Отечественной войны вошли Чашникские бои 1943 года по разгрому партизанами немецко-фашистского гарнизона (около трёхсот гитлеровцев) в посёлке городского типа Чашники 19-22 января и 19-21 октября 1943 года. 19 января 1943 года 1-й, 2-й и 3-й отряды Чашникской партизанской бригады Дубова в количестве трёхсот двадцати бойцов блокировали гарнизон неприятеля и три дня обстреливали его из пушки. 22 января 1943 года партизаны, чтобы остановить прибытие подкрепления обложенному гарнизону из деревни Бачейково Бешенковичского района, взорвали мост через реку Ула и завязали бой с оккупантами. Из-за превосходства сил противника, с наступлением темноты партизаны отошли в расположение бригады. В результате боёв они захватили трофеи, уничтожили льнозавод и пекарню. Бой в октябре 1943 года был составной частью Лепельской операции. В ночь на 20 октября 2-й, 3-й и 4-й батальоны Смоленского партизанского полка атаковали гитлеровский гарнизон и выбили противника с занимаемых позиций. Спрятавшись в кирпичные здания костёла, больницы, школы, Дома культуры, противник организовал четыре безуспешных атаки. К обложенным оккупантам из города Сенно подошло подкрепление, поэтому партизаны под прикрытием дымовой завесы отошли. Лепельская операция - операция партизанских соединений Витебской области Белоруссии с 19 по 22 октября 1943 года, по разгрому больших фашистских гарнизонов в тылу немецкой 3-й танковой армии, которая проводилась с целью дезорганизации руководства и обороны гитлеровцев и оттягивания части сил с витебского участка Калининского фронта. В операции принимало участие более двадцати партизанских бригад и полков Витебской и Минской областей под общим командованием Ф.Ф.Дубровского - командир Чашникской бригады Дубова. Партизаны провели тяжёлые бои за город Лепель, деревню Бачейково (Бачейковские бои 1943 года), посёлке городского типа Чашники (Чашникские бои 1943 года), полностью разгромили девять вражеских гарнизонов в деревнях Ворки, Демидовичи, Дуброва, Забоенье, Камень, Почаевичи, Слободка и других. Выполнив задание, партизаны отошли из района боевых столкновений с противником и провели удары по его коммуникациям. Им оказывали помощь местные жители, которые копали противотанковые рвы, делали завалы на дорогах, разрушали дороги, по которым фашисты направляли подкрепление окружённым гарнизонам. В результате Лепельской операции была сорвана очередная карательная операция захватчиков, значительно расширена партизанская зона между реками Березина, Западная Двина. К концу осени 1943 года партизаны соединения под командованием Ф.Ф.Дубровского разгромили двадцать два вражеских гарнизона, принимали активное участие в «рельсовой войне». Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 16 сентября 1943 года – одному из десяти командиров партизанских формирований Белорусской ССР – Ф.Ф.Дубровскому присвоено воинское звание «генерал-майор». За умелую организацию подпольной и партизанской борьбы в тылу врага Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года генерал-майору Дубровскому Фёдору Фомичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3509). После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских оккупантов Ф.Ф.Дубровский с 1944 по 1953 годы работал секретарём Чашникского райкома Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии (с 1952 года - Коммунистической партии Белоруссии) Витебской области, затем - директором совхозов имени В.И.Ленина и «Новые Зеленки» Витебской области. Ветеран трёх войн, отважный партизанский комбриг, генерал-майор Дубровский Ф.Ф. скончался 3 марта 1970 года. Похоронен в столице Белоруссии городе-герое Минске на Восточном («Московском») кладбище (участок № 26). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 2-й степени, медалями. У деревни Пышно Лепельского района Витебской области Белоруссии партизанам бригады Дубова установлен памятник.

    1901
    Рауль Пребиш
    аргентинский экономист. Получил образование в университете Буэнос-Айреса. В 1925-1948 гг. преподаватель политической экономии этого университета и одновременно ответственный сотрудник ряда государственных финансовых и экономических учреждений. В 1948-1962 гг. исполнительный секретарь Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). В 1964-1969 гг. генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1962-1964 гг. и с 1969 г. генеральный директор Латиноамериканского института экономического и социального планирования. Советник генерального секретаря ООН по проблемам развития. Основные труды по вопросам экономического развития стран Латинской Америки. Выдвинул теорию периферийной экономики. В ней исследуются вопросы взаимозависимости технического прогресса, инвестиций и накопления капитала, роль социологических факторов в процессе экономического развития. В основе теории лежит критика современной системы международного капиталистического разделения труда, в которой удел развивающихся стран - быть сырьевым придатком крупных капиталистических стран. Он рассматривает историческое развитие как двуединый процесс распространения передовой технологии в мире и использования её результатов. Мировое экономическое развитие анализируется им на основе модели "центр-периферия", в которой сделан упор на структурные взаимосвязи "центра" (развитые капиталистической страны), имеющего монополию на передовую технологию и производящего средства производства, и "периферии" (развивающиеся страны), выполняющей начальную стадию производственного процесса (добыча сырья). Импульсы, исходящие от "центра" и достигающие "периферии", ведут, по его мнению, к деформации развития экономики "периферии", делают её уязвимой к внешним воздействиям и колебаниям конъюнктуры. Отсюда он делает вывод, что низкие темпы экономического развития стран "третьего мира" и более высокие темпы роста экономики развитых капиталистических стран - взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. Внешняя торговля, по его мнению, не может быть в современных условиях двигателем экономического развития для "периферии", а мировой рыночный механизм не способен обеспечить такое перераспределение дохода, чтобы "центр" и "периферия" в равной мере пользовались плодами технического прогресса. Преодоление экономической отсталости развивающихся стран, по Пребишу, возможно только на основе кардинальной перестройки существующего международного разделения труда, индустриализации, государственного регулирования и структурных изменений их экономики. Он выступает за создание в странах современной аграрно-сырьевой периферии мирового капиталистического хозяйства развитой национальной экономики.

    1902
    Хайме Торрес Бодет
    мексиканский поэт, прозаик, эссеист, общественный и политический деятель.

    1902
    Эберхард Хопф
    немецкий математик. Основные труды относятся к теории динамических систем и дифференциальным уравнениям с частными производными. Ему принадлежит монография «Эргодическая теория», посвященная спектральной теории динамических систем. Имеются работы в области астрофизики.

     (497x698, 50Kb)
    1903
    Николас Набоков (Nabokov; собственное имя - Николай Дмитриевич Набоков)
    американский композитор. Родился в городе Любча, Новогрудского уезда, Минской губернии. Потомок старинной русской дворянской семьи. Прадед - Николай Александрович Набоков - офицер флота, исследователь Новой Земли (1817), одна из рек которой получила его имя. Брат прадеда - генерал Иван Александрович Набоков - был комендантом Петропавловской крепости. Дед - Дмитрий Николаевич Набоков - министр юстиции в эпоху судебных реформ середины XIX в. Дядя - Владимир Дмитриевич Набоков - юрист. Его двоюродный брат - писатель В.Набоков. Николай получил начальное образование в Петербурге. В 1917 оказался в Крыму, в Ялте, где брал уроки композиции у В.Ребикова. В 1920-22 учился в консерватории в Штутгарте, а позже - в консерватории Страсбурга. Приехав в Берлин, стал учеником Ф.Бузони по фортепиано. В 1923 Набоков поселился в Париже, где с 1924 продолжил образование в Сорбонне, получив там степень бакалавра искусств. В Париже Набоков был представлен С.Дягилеву, который сразу же поручил ему написать сочинения для «Русского балета», что послужило благоприятным началом музыкальной карьеры композитора; Набоков написал балет-ораторию «Ода» (по оде М.Ломоносова «Вечернее размышление...»), которая была поставлена в Париже 6 июня 1928. Являясь, в сущности, вокально-хореографической поэмой, «Ода» исполнялась в театральнотанцевальных традициях и принесла известность молодому композитору. Лирические вокальные произведения и «Ода» раскрывают главное свойство Набокова - культуру вокального мелоса. По отзыву Б.Асафьева (1929), «о многих страницах его музыки можно сказать, что они напевны, даже проще: они поют». В работах композитора заметно стремление к непосредственности через вокальное начало, что может считаться убедительным показателем ценности его исканий. К сожалению, другой балет Набокова - «Жизнь Афродиты» (1929) - менее удачен. Здесь искомая простота превращается уже, по словам Асафьева, в прямую стилизацию, не имеющую под собой почвы. С 1923 и до смерти Дягилева в 1929 Набоков работал для «Русского балета». В 1933 Набоков переехал из Парижа в США и стал преподавателем различных колледжей: вначале (1935-36) в «Mannes School» (НьюЙорк), в 1936 в Йелльском колледже (НьюЙорк), в 1941-45 в «St. Johns College» (Аннаполис) ив 1947-51 в консерватории Пибоди в Балтиморе. В 1945-46 Набоков - офицер по культурным связям при американских правительственных войсках в Германии. Параллельно с педагогической деятельностью Набоков продолжал работать как композитор, создавая новые музыкальные произведения, в том числе и балетные. «Мирный союз», написанный для «Ballet Russe de Monte Carlo», имел своеобразный характер оперы. Известный исторический сюжет, оригинальная музыкальная концепция, драматическая интенсивность, славянские мотивы, тональная и хроматическая техника сливаются и звучат убедительно, находя отклик у публики. И музыка, и исполнители имели заслуженный успех. Вторая опера Набокова - «Напрасные усилия любви» (либретто Аудена и Кальмана по одноименной комедии Шекспира) - была поставлена на сцене театра «de la Monnaie» в Брюсселе в 1973 (режиссёр В.Бауэрнфайнд, художник Ф.Санжюст). Поскольку оперные либреттисты убрали из произведения Шекспира острые пародийные каламбуры, элементы сатиры на современное драматургу общество, важная исходная позиция - противопоставление и высмеивание различных контрастных ситуаций - была для композитора потеряна. Но Набоков не был этим обескуражен, он создал прелестную занимательную комедию в манере деревенского музыкального секстета, умело сочетая песенки и мадригалы с ариями и ансамблями.Р.Петерс дирижировал с душевной щедростью, умело раскрывая характер музыки. Певцы играли легко и исполняли свои партии с воодушевлением. Премьера оперы была парадным, праздничным действием. На протяжении всей творческой жизни Набоков работал в области инструментальной и вокально-оркестровой музыки. Его первая Лирическая симфония была исполнена в Париже в феврале 1930; Симфония № 2 Библейская («Biblica») в Нью-Йорке 2 января 1941: Третья симфония «Молитва» («A Prayer») также показана в Нью-Йорке 4 января 1968. Музыкальный эпизод по трагедии «Самсон-борец» («Samson Agonistes») Мильтона исполнен в Нью-Йорке 14 мая 1938; «Возвращение Пушкина» («The Return of Pushkin»), элегия, прозвучала в Бостоне 2 января 1948: Кантата «Америка была обещаниями» («America was Promises») - в Нью-Йорке 25 апреля 1950. 2 марта 1951 исполнена «Новая жизнь» («Vita nuova») для сопрано, тенора и оркестра; Виолончельный концерт с подзаголовком «Подношения» («Les Hommages») показан в Филадельфии 6 ноября 1953. Кроме этих сочинений, написаны также: Оратория «Иов» («Job», 1933); «Коллекционер эхо» («Collectionneur dEchos») для сопрано, баса и девяти ударных инструментов (1933); «Жених» («Le Fianc6») для оркестра (1934); Струнный квартет (1937): Соната для фагота и фортепиано (1941): две фортепианных сонаты (1926 и 1940); фортепианный концерт (1932): концерт для флейты (1948): «Христианские символы» («Simboli Chretiane») для баритона и оркестра ( 1953); «Размышление в одиночестве» («Studies in Solitude», 1961); 5 поэм Анны Ахматовой для голоса с оркестром (1964); 4 поэмы из «Доктора Живаго» Б.Пастернака (январь 1968); фортепианные пьесы, песни. Круг тем, затронутых Набоковым, очень широк. Неудивительно, что музыкальный язык различных его сочинений так неодинаков. Работая во Франции, композитор объединил в своем творчестве русское мелодическое начало с традициями французского импрессионизма. Некоторые сочинения более позднего периода написаны в воспринятом им космополитическом стиле с примесью «модной битональности» (Н.Слонимский, 1984). В работах на русские темы композитор возвращался к мелоритмам русских народных песен.А.Онеггер в своей книге «Я композитор» (1950-1951), перечисляя весьма талантливых композиторов, работавших во Франции, назвал Набокова наряду с такими именами как Хиндемит, Прокофьев, Бриттен, Орфф, Барбер, Копленд, Шостакович. Начиная с 50-х Набоков активно участвовал в пропаганде современной музыкальной культуры. Он стал видным музыкально-общественным деятелем: с 1952 по 1963 генеральный секретарь музыкальной секции ЮНЕСКО в Париже, в 1963-1968 художественный руководитель «Берлинских музыкальных фестивальных дней», организатор «Парижских фестивалей XX века» (1952), музыкальных фестивалей в Риме (1954) и Токио (1961). В 1970-71 Набоков читал лекции по эстетике в Государственном университете Буффало и затем в университете Нью-Йорка (1972-1973). Набоков автор книг: «Старые друзья и новая музыка» (Бостон, 1951); «И.Стравинский» (Бостон, 1964); «Мемуары русского космополита» (на английском языке Нью-Йорк, 1975). Он входил в число авторов многотомного труда «Композиторы двадцатого века», изданного в Лондоне в 1971-74, опубликовал множество музыкально-критических статей в журналах Америки и Европы. Умер в Нью-Йорке 6 апреля 1978 года.

     (535x699, 205Kb)
    1903
    Грегор Пятигорский (Piatigorsky; полное имя - Григорий Павлович Пятигорский)
    российский и американский виолончелист еврейского происхождения. Родился в Екатеринославе. Выпускник Московской консерватории. Ученик А.Э. фон Глена. Солист оркестра балета Большого театра (1919—1921), играл в квартете имени В.И.Ленина. С 1921 года жил в Германии, играл в оркестре Берлинской филармонии (1925—1929). С конца 1929 года работал в США. Гастролировал во многих странах, выступал с различными дирижёрами и оркестрами и в ансамблях с выдающимися музыкантами — С.В.Рахманиновым и А.Шнабелем, К.Флешем, Я.Хейфецем, А.Рубинштейном и др. В 1941—1949 преподавал в Кёртисовском институте (Филадельфия), с 1957 — в Бостонском университете. Является первым исполнителем многих произведений современных композиторов, в том числе посвященных ему самому (И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева, П.Хиндемита, и др.). В 1962 и 1966 годах являлся членом жюри Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве. Пятигорский был женат (с 1937 г.) на Жаклин Ребекке Луизе де Ротшильд, дочери Эдуарда Ротшильда, американской теннисистке и шахматистке. Учеником Пятигорского был виолончелист Димитрий Маркевич. Умер в Лос-Анджелесе 6 августа 1976 года.

     (446x698, 48Kb)
    1903
    Семён Андреевич Харчевников
    паровозный машинист колонны паровозов особого резерва № 11 Народного комиссариата путей сообщения; по Указу - паровозный машинист депо Славянск Южно-Донецкой железной дороги. Родился в городе Славянске ныне Донецкой области Украины в рабочей семье. Трудовую деятельность начал в паровозном депо паяльщиком, лудильщиком, затем кочегаром паровоза. В 1921 году был слесарем, потом выучился на помощника машиниста и сдал экзамен на право управления паровозом. Службу в армии проходил в железнодорожных войсках. После демобилизации вернулся в родное депо. Работая вместе с Петром Кривоносом, он был не только свидетелем его почина скоростного вождения поездов, но и страстным его последователем. Из Славянска в Лозовую угольные составы весом в 1750 тонн водили всегда двойной тягой. В декабре 1935 года Харчевников одним своим паровозом Э-733-86 взял поезд весом 1750 тонн одной тягой доставил его в Лозовую. Мало тог

    Просмотров: 1983 | Добавил: insishe | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz